Драмтеатр им. Карпмана

Часть 2/2

Это вторая часть статьи, где мы разбираем, как в абьюзивных отношениях проявляется треугольник Карпмана. Ставьте лайк и приступим к разбору диалога жертвы с абьюзером...

Абьюзер пришёл и сразу надел маску жертвы по Карпману — бедный и несчастный, уставший и с претензиями. Жертва сначала не понимает, что происходит, но через пару фраз втягивается в этот театральный треугольник Карпмана.

Игра началась... Жертва абьюза, подвергаясь необоснованному давлению, тоже надевает маску жертвы по Карпману. Абьюзер вынужден сделать полный круг, чтобы остаться жертвой, и переходит транзитом в спасателя, транслируя то, что он постоянно работает, и всё это ради неё одной. И затем сразу же в преследователя. Ведь он спасал, а жертва не оценила! О, ужас! "Что за отношение ко мне?"

Жертва не выдерживает преследования и мимикрирует под спасателя: "Да я тоже стараюсь для тебя!". И оттуда, пытаясь отстоять свои границы, в нападение: "Я что, должна круглосуточно у плиты стоять?"

Абьюзер этого и добивался. Ведь раз она надела маску преследователя, ему теперь можно стать жертвой. "Я пришёл уставший и вымотанный, голова раскалывается", транслирует он. Но ему ещё надо замести следы, поэтому всё это сопровождается не только виктимблеймингом, но и газлайтингом: "а ты мне говоришь, что я попросил салат".

Жертва абьюза изначально не собиралась воевать, ей становится жалко абьюзера, и она начинает думать, что может быть реально оговорилась как-то. Последняя попытка отстоять реальность разбивается об уверенное "А сказала так!" и последующее навешивание вины. Всё, жертва абьюза сдаётся, принимает вину, и меняет маску преследователя на спасателя, пытаясь её загладить.

Оба партнёра прошли полный круг в драматическом театре, меняя поочерёдно маски, но в итоге абьюзер — жертва, а жертва абьюзера с чувством вины и привычной уже ей маской спасателя.

В чём соль? Абьюзером двигал единственный мотив — выместить гнев на жертву и подавить её. Именно для этого он и запустил этот спектакль, выбрав первый же удобный повод. Жертва же вынуждено принимала в нём участие с понятным мотивом — понять, что происходит, и отстоять себя.